Первый запуск и настройка СБиС

Вы установили на своем рабочем месте программу «СБиС++ Электронная отчетность» и теперь хотите заняться ее изучением. Что для этого нужно сделать? Для начала запустите ее (если программа автоматически не запустилась) и настройте.

Если пользователей программы будет несколько, то вы можете определить их права и разграничить доступ к отчетности. Общие принципы описания зон доступа, создание групп пользователей и включение пользователей в группы описаны в главе 5 Администрирования СБиС++ (Помощь\Администрирование СБиС++).

Настройка налогоплательщика

Одним из этапов настройки программы является настройка карточки вашей организации и установка сертификатов для ответственных лиц. После того, как появится главное окно программы, откроется Мастер создания налогоплательщика:

Выберите способ использования программы и выполните настройку вашей организации, следуя всем указаниям мастера. Все шаги мастера интуитивно понятны для пользователя: заполняете обязательные поля и для перехода от одного шага к другому используете кнопку «Далее>». Дополнительных разъяснений могут потребовать лишь некоторые шаги мастера. На них мы и остановимся подробнее.

Регистрация на операторе связи (Тензор)

Итак, если вы указали, что отчетность представляется по каналам связи (максимум информации), то с помощью кнопки укажите из предложенного списка вашего оператора связи. Нажмите «Далее>», выполните основные настройки и перейдите к заполнению сведений, необходимых для регистрации вашей организации на операторе связи:

Зачем нужна регистрация?

Зарегистрировавшись на операторе, вы получаете:

  • Полную информацию о вашей организации – в программе автоматически создается карточка вашей организации с уже заполненными обязательными реквизитами, списком государственных инспекций и списком ответственных лиц. Все эти сведения предоставляются вами при подключении к системе «СБиС++ Электронная отчетность».
  • Лицензии на использование «СБиС++ Электронная отчетность».
  • Программу установки СКЗИ (системы криптографической защиты информации, например, КриптоПро CSP, Signal-COM CSP).

Заполните все обязательные поля (реквизиты вашей организации)

2) и укажите код активации, который указан в договоре на подключение к системе «СБиС++ Электронная отчетность».

При указании кода обязательно соблюдайте регистр указанных букв.

 

При переходе к следующему шагу (кнопка «Далее») система выполнит проверку соединения с оператором связи, при этом компьютер обязательно (!) должен быть подключен к сети Интернет.

Если соединение установлено и регистрация прошла успешно, то нажмите в сообщении «ОК» и займитесь установкой СКЗИ. Вместе с программой установки вы получаете и серийный номер для использования этой версии СКЗИ, который указывается в сообщении и сохраняется в окне мастера.

Установка СКЗИ в СБиС

Пройдите все шаги мастера установки системы СКЗИ и перезагрузите компьютер.

Как только компьютер перезагрузится, обязательно настройте считыватели. В случае использования Signal-COM CSP этого

делать не требуется, считыватели настраиваются автоматически. В случае других СКЗИ это необходимо сделать (подроб-

ности в приложении «Установка и настройка программ криптозащиты»).

После перезагрузки система «СБиС++ Электронная отчетность» запустится автоматически, и вы продолжите прохождение мастера с того шага, на котором остановились перед перезагрузкой компьютера. На следующих шагах проверьте правильность заполнения реквизитов вашей организации, полученных от оператора связи.

Ответственные лица и инспекции для организации

Убедитесь, что сведения об ответственных лицах вашей организации и направления сдачи указаны верно. Для этого нажмите на фамилии ответственного лица и пройдите все шаги Мастера создания ответственноголица.

Список инспекций для вашей организации формируется автоматически на основании выданной ему лицензии - только в эти инспекции будет разрешена сдача отчетности по каналам связи. Такие инспекции имеют иконку. У каждого направления сдачи в налоговую инспекцию указывается способ сдачи. Способ сдачи зависит от того, как настроена обработка отчетности в вашей налоговой инспекции (через оператора связи, взаимодействие ГПР без оператора связи и др.) и задается в карточке вашей организации на операторе связи. При необходимости это поле всегда доступно для редактирования.

Сведения о лицензии всегда доступны для просмотра в программе в меню «Помощь/ О программе» (закладка «Лицензии

налогоплательщика»).

Здесь же вы можете добавить и другие инспекции, в которые планируете сдавать отчетность на электронном носителе или в бумажном виде.

Оформление доверенности на передачу электронной отчетности

Если вы регистрируете организацию и хотите поручить отправлять вашу отчетность другой организации, то нажмите «Оформить доверенность на передачу отчетности в гос. органы по каналам связи» и оформите документ:

После заполнения доверенности обязательно распечатайте оформленныйдокумент и заверьте подписью с обеих сторон.

После этого, в окне мастера появится запись об оформленной доверенности с указанием ее срока действия.

Установка сертификатов

Следующим важным шагом в программе будет установка сертификатов

для ответственных лиц вашей организации: без них вы не сможете сдавать

отчетность в государственные инспекции по электронным каналам связи.

Если вы оформили доверенность на передачу отчетности, то

получать сертификаты вам не требуется, их получает та

организация, которой вы доверяете отправку своей отчетно-

сти. Завершите регистрацию вашей организации и переходите к

настройке учетной схемы (раздел «Настройка учетных схем»).

Итак, сертификаты выдаются на носителе в офисе компании при подклю-

чении к системе «СБиС++ Электронная отчетность», либо получают в

офисе вашей организации по электронным каналам связи.

1. Итак, в списке ответственных лиц вашей организации (рис. 3-5) (у ру-

ководителя или главного бухгалтера, в зависимости от того, на кого

выдан или необходимо получить сертификат) нажмите кнопку «По-

лучить сертификат». Запустится Мастер запроса сертификата:

Настройка налогоплательщика

9

Рис. 3-8 – Мастер запроса сертификата

2. Если вы получили сертификат на носителе, то в стартовом окне мас-

тера укажите вариант «Установить с носителя» и нажмите «Да-

лее>».

3. Если сертификат планируется получить по каналам связи в офисе

вашей организации, то вам обязательно необходимо обратиться в

офис компании, где подключались к системе «СБиС++ Электронная

отчетность», и оформить вызов инженера-установщика.

При получении сертификата по каналам связи выполняется

запрос к удостоверяющему центру (УЦ). Запрос и последующая

установка сертификата в программе выполняется только до-

веренным лицом УЦ (инженером-установщиком системы) и обя-

зательно в присутствии сотрудника, для которого запрашива-

ется сертификат.

4. Вставьте носитель с сертификатом, который вы получили в офисе

компании при подключении к системе и нажмите «Далее>».

Глава 3. Первый запуск и настройка

10

Рис. 3-9 – Вариант установки сертификата с носителя

1. Выберите «Загрузить из файла», если файл с сертификатом (файл с

расширением «.cer») вы получили по электронной почте, укажите

расположение файла и нажмите «Открыть».

2. Выберите «Загрузить из контейнера», если сертификат вы получили

на носителе. Вставьте носитель в компьютер и из списка секретных

ключей выберите нужный (нажмите <Enter>).

3. Нажмите кнопку «Готово». Сведения об установленных сертификатах

отражаются в мастере:

Настройка учетных схем

11

Рис. 3-10 – Сведения об установленном сертификате

Если ваша организация подключена к сдаче отчетности в ПФ и

вы установили сертификат для руководителя вашей организа-

ции, то повторите процедуру и установите сертификат для

главного бухгалтера.

Настройка учетных схем

После успешной регистрации вашей организации в системе для удобства

контроля и успешной сдачи отчетности вам будет предложено настроить

учетную схему:

Глава 3. Первый запуск и настройка

12

Рис. 3-11 – Запуск настройки учетных схем налогоплательщика

Выполните настройку, следуя подробным указаниям мастера.

На основании указанной системы налогообложения и налогов автоматиче-

ски формируется календарь налогоплательщика, в нем отражаются фор-

мы, сдаваемые именно вашей организацией (подробнее об этом чуть ни-

же).

Главное окно

13

Главное окно

Рис. 3-12 – Главное окно программы

Итак, в программе настроена учетная карточка и учетная схема вашей ор-

ганизации, получены необходимые сертификаты. Перед вами главное ок-

но программы – ее «центр управления». Находясь в нем, можно выпол-

нять все основные операции с отчетами и их отправку по каналам связи.

Реестры отчетности

В левой части окна указаны кнопки для быстрого перехода в реестр отчет-

ности (ФНС, ПФР, и т.д.).

Календарь налогоплательщика

Основной элемент окна. Здесь отображается информация о налогопла-

тельщике и перечислены отчеты, которые налогоплательщик должен сдать

до указанного срока:

Глава 3. Первый запуск и настройка

14

Рис. 3-13 – Даты сдачи отчетности в календаре

Сроки сдачи отчетности определяются законодательством и выделяются в

календаре особым образом:

? Красным цветом обозначены просроченные даты (срок сдачи отчет-

ности или уплаты платежей уже истек).

? Оранжевым цветом выделяется текущая дата (крайний срок сдачи

отчетности).

? Черным цветом выделены обычные даты (до наступления крайнего

срока сдачи отчетности или выполнения платежей еще есть время).

Справка по нормативным документам

Вы можете получить быстрый доступ к системе помощи, в которую вклю-

чены самые необходимые нормативные документы: кодексы (налого-

вый, гражданский и трудовой), план счетов, сборник положений по

бухгалтерскому учету и другие документы, которые могут понадобиться

бухгалтеру не только при формировании регламентированной отчетности,

но и в повседневной работе с системой СБиС++.

Главное окно

15

Нажмите «Нормативные документы» в главном окне программы, чтобы

получить необходимую информацию:

Рис. 3-14 – Фрагмент помощи по нормативным документам

Откроется окно помощи: воспользуйтесь поиском или просто перейдите к

нужному документу по ссылке.

Последние новости

В нижней части окна располагается реестр с последней полученной по

электронным каналам информацией. Самые свежие новости располагают-

ся в верхних строках реестра и выделены жирным шрифтом:

Рис. 3-15 – Реестр последних новостей

Щелкните на сообщении, чтобы открыть и прочитать новости. Это могут

быть разного рода сообщения: о выпуске обновлений версий программы

«СБиС++ Электронная отчетность» и уведомления от инспекций и опе-

ратора связи. Уведомление может содержать как простое текстовое сооб-

щение, так и вложенный файл (подробнее об этом – см. главу «Дополни-

Глава 3. Первый запуск и настройка

16

тельные возможности отправки отчетности», раздел «Входящие до-

кументы»).

Управление документами

Быстрый переход в реестр входящих и исходящих документов.

Рис. 3-16 – Переход в реестр входящих и исходящих документов

Подробные инструкции по обработке документов приводятся в главе «До-

полнительные возможности отправки отчетности».

Получение ____ответов

С помощью кнопки «Получить ответы» вы сможете получать ответные

документы на отправленную отчетность:

Рис. 3-17 – Получение ответов

Эта же кнопка присутствует и в реестрах отчетности.

Настройки для взаимодействия с ГПР

Данные настройки выполняются только при взаимодействии с

ГПР без спецоператора связи.

После того, как ваша организация была зарегистрирована в ИРУЦ и вы

получили info-файл с параметрами подключения к серверу обмена в

ИФНС, выполните следующие действия в программе:

Настройки для взаимодействия с ГПР

17

1. Запустите утилиту connParams.exe, которая предоставляется на носи-

теле вместе с информационным файлом.

2. Нажмите кнопку «Выбрать файл» и укажите info-файл:

Рис. 3-18 – Файл с данными для подключения к ГПР

В соответствии с данными в файле внесите необходимые изменения в

программе.

Глава 3. Первый запуск и настройка

18

Изменения в карточке налогоплательщика

1. Откройте карточку вашей организации, перейдите на закладку «Учет-

ные записи»:

Рис. 3-19 – Создание новой учетной записи

2. Заведите учетную запись с типом «Сервер обмена» и заполните поля:

? Адрес электронной почты - из поля «Учетная запись на СОЭД»

в info-файле;

? Сервер обмена – из списка серверов в справочнике организаций

и ЧП укажите УФНС вашего региона;

– часть адреса электронной почты до @;

? Пароль – из поля «Пароль» в info-файле.

Изменения в карточке ИФНС

1. В карточке вашей организации перейдите на закладку «Гос. инспек-

ции», откройте карточку ИФНС (<F3>) и в поле «Сервер обмена»

укажите тот же сервер, который вы указали в учетной записи:

Настройки для взаимодействия с ГПР

19

Рис. 3-20 – Изменения в карточке ИФНС

Установленный сертификат ИФНС обязательно имеет тип «Сертификат

ГПР».__